Детское объединение "Ремёсла"
Меню сайта
Важные ссылки






Погода
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное

Детские игры и игрушки народов Севера
Игра – это важный этап в развитии ребенка, через нее ребенок познает мир. С древности игры и игрушки учили детей правилам поведения, помогали им открывать мир и ценности своего народа. Кроме того, игрушки являются отличным средством отдыха и развлечения, позволяют ребенку жить интересной жизнью, наполненной радостью и приключениями. Именно игра позволяет ребенку развивать фантазию, творческое мышление: «Прежде чем стать взрослым, дети играют во взрослых. Прежде чем создать семью, играют  свадьбу. Прежде чем отправиться на войну, разыгрывают боевые турниры. Люди продолжают играть до тех пор, пока что-нибудь предвкушают и к чему-нибудь готовятся. Но больше всех играют дети, хотя они меньше всех настроены к чему-либо всерьез готовиться. Ранние годы полны беззаботных игр, зрелые – игры, зрелые – строгих ритуалов. Они сродни друг другу, поскольку исходят из одних и тех же глубин человеческой природы. Они необычайно важны людям, так как создают смысл жизни. И нить человеческой судьбы незаметно тянется от первой игры до последнего ритуала. Мифологически детская игра не менее серьезна, чем взрослый обряд. Взрослые настолько чувствуют обряд, насколько в детстве они научились играть». (Бортко и др., 2002.- С.63)    В игре дети не просто подражают взрослым, они неосознанно готовятся к самостоятельной жизни. Будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытовые, охотничьи, оленеводские и рыболовные. Одна из любимых игр – бросание аркана (тынзян). Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Подражая взрослым, дети прыгают через маленькие нарточки, запрягают собак и катаются на собачьей упряжке. Уже с 7-8 летнего возраста мальчики учатся самостоятельно запрягать оленей и править упряжкой. У детей есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, упряжь из кожи, сукна или тряпочек, игрушечные нарты. Есть игрушечные изображения оленей, которые обычно бывают выполнены из небольшого бруска дерева, иногда его делают из кусочков оленьего меха. Большой популярностью детей ханты пользуется игра «в оленя». В этой игре тренируется умение, набросив аркан, поймать бегущего оленя. Дети изображают оленей, подражая им движением и голосом. Те, кто помладше, изображают собак, с лаем разгоняющих разбегающееся стадо. Игра «в оленя» настолько захватывает участников, что продолжается несколько часов подряд. В играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками, прикрепляя их к своей одежде и представляя себя тем или иным животным. Но взрослые не позволяют детям играть со шкурой, костями или зубами медведя, так как это животное является почитаемым у ханты. В играх запрещается смеяться над медведем и даже называть его прямым именем. Вместо слова «медведь» употребляется слово «братик».   У мальчиков среди игрушек есть и настоящие капканы, и части ловушек, и другие атрибуты, при помощи которых ребенок учится охотиться, рыбачить. Распространенным занятием мальчиков является игра в «охотника». В качестве игрушек они используют детские луки со стрелами, изготовленными обычно из прутьев ивняка. Первый лук сыну делает отец, а в шесть-семь лет мальчик уже сам может изготовить лук и стрелы. Игрушечные стрелы легче и короче настоящих, но ими можно стрелять в цель. Обычно для изготовления лука используют две породы дерева: хвойное и лиственное. Пока ребенок растет, лук несколько раз переделывается и усложняется, постепенно становясь настоящим оружием, с помощью которого можно охотиться на мелких зверьков и птиц. К десяти годам луки у мальчиков становятся такими же, как и у взрослых лишь размерами. Для игры в «охотника» мальчики часто используют лыжи, на которые встают, как только начинают ходить. Первые лыжи ребенку также делает отец. Лыжи для взрослых принято обтягивать камусом для лучшего скольжения. Детские лыжи камусом не обтягивают, но, как любые детские вещи, их украшают. Обычно это делает мать ребенка: она подкладывает красное сукно под ремни, иногда окрашивает лыжи в красный цвет. Слишком много украшений на лыжах быть не должно. Когда ребенок подрастает, он делает лыжи сам, а взрослые помогают ему обтягивать их камусом.     У девочек - свои игры. Их игрушки состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. В прошлом головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми, невинными. У кукол, представляющих мужчин, головой служил клюв гуся, у кукол-женщин – клюв утки. Для них из кусочков цветной материи и меха изготавливали одежду напоминающую малицу или ягушку.У кукол не было лица рук и ног, т. е. всего того, что отождествляло бы их с человеком. Считалось, что человеческие лицо и тело могут одухотворить, очеловечить куклу. В прежние времена детям не разрешали играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. В наши дни этот обычай несколько утратил свою силу. Сегодня наряду с традиционной часто используют фабричную куклу, но одевают ее так же, как и прежде – ягушка или малица, меховой капор, пимы. Некоторые куклы-женщины имеют при себе куклу-ребенка в люльке. У куклы есть маленький чумик, нарты и олени. Девочки делают целые семейства кукол. Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли, - это мир куклы. Детские игры, несмотря на их простату, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности. К куклам относятся с некоторым суеверием. Считается, как сложится жизнь куклы, такая же судьба уготована и ее хозяйке в будущем.     В игре дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали. Дети очень любят строить на улице игровой чум. Каркас они сооружают из коротких шестов и хореев, накидывают на него шкуры или куски брезента, приносят туда свои куклы, мешочки для рукоделия и играют в нем целый день. В игровом чуме есть и дроки для пола, и посуды, и постельные принадлежности – все, как в настоящем чуме. На ночь чум для игр разбирают, так как у лесных ненцев бытует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.  С удовольствием дети играют в коллективные игры, такие как «неводьба», «разборка пойманной рыбы». Мальчики в игре – рыболовы, они как будто ловят и делят рыбу. Девочки в игре как будто чистят добытую рыбу, подготавливают ее к сушке или засолу, кипятят чай и готовят еду для мальчиков.     Среди игрушек у детей и гуделки, жужжалки, головоломки. Одна из них называется «Шум ветра» (жужжалка). Раньше эта игрушка представляла собой небольшую квадратную или прямоугольную дощечку, сквозь два отверстия которой была продета прочная нить из оленьего сухожилия, образующая петлю. Теперь это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. Петлю растягивают двумя руками, а потом скручивают и резко растягивают. Дощечка начинает вертеться, как пропеллер, и издавать звук, похожий на завывание ветра, поэтому дети называют ее «песня ветра» или «шум ветра». Считается, что когда-то игрушка  «Шум ветра»  была музыкальным шумовым инструментом. С его помощью вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.     «Хантыйская юла» представляет собой круглую деревянную ось, соединенную внизу с двумя дощечками, сложенными в форме креста. Вверху прикреплена поперечная палочка с нитью, соединяющей обе детали. При раскручивании стержня игрушка вертится, как волчок. «Метающий тынзян» - квадратная дощечка с равными окошечками внутри, к которой прикреплена нитка с заостренным стержнем. Держа в одной руке стержень, играющий должен накинуть на него дощечку, не прибегая к помощи второй руки. С помощью этой игрушки у детей развиваются такие навыки, как быстрота реакции, ловкость, сноровка. «Погремушка» - деревянная полуовальная пластинка со свисающими на нитках фигурками разной формы. Такая игрушка обычно подвешивается над колыбелью, для того, чтобы ребенок не скучал во время бодрствования.     Широко распространены самодельные головоломки. В них любят играть не только дети, но и взрослые. Головоломки хорошо помогают тренировать внимание, воображение и логическое мышление. Одна из сложных головоломок «Молоточек» выполнена из шести деревянных брусочков: одного большого и пяти поменьше с резьбой. Играющему необходимо сложить их так, чтобы закрепить маленькие бруски на большом, придав игрушке форму молоточка. «Счетные палочки» дети используют как для счета, так и для игр. Это своеобразный конструктор, из него можно собирать чум, нарты.     Дети ханты любят играть в активные игры: жонглирование палочками – кто первый уронит палочку, тот и проиграл; в догонялки, в перетягивание палки. Игра в «перетягивание палки» напоминает «перетягивание каната», только палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. В таких играх дети тренируют силу, развивают мускулатуру. Среди игр и развлечений на открытом воздухе распространены национальные виды соревнований, такие как гонки на оленьих упряжках, метание аркана, топора, прыжки через нарты, перетягивание палки, бег с палкой. Среди женских игр популярны игры в жмурки и колечко.
Категория: Разное | Добавил: кентий (15.03.2013)
Просмотров: 1484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Часики
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Мини-чат
200
Наши гости
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz